Saturday 24 August 2013

Музыка как доказательство существования Творца?

Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.



А.С. Пушкин. "Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери"


Мне кажется, что музыка, в некотором смысле, является эстетическим доказательством существования Творца.

Разумеется, никакое доказательство в данном случае не может быть достаточным в строгом смысле слова. Тем не менее, поскольку создание музыкальных произведений является одним из ярчайших проявлений творчества, мир, в котором звучит музыка (тем более такая, такая и такая), прекрасен и, на мой взгляд, сам он обязательно должен иметь творческую причину бытия. Появление музыкального произведения не может быть объяснено натуралистически, то есть лишь случаем или закономерностью, хотя его можно "разъять, как труп" с целью научного анализа. Музыка — почти исключительно результат творческой активности человека, лишь птицы благодаря вложенному в них Создателем инстинкту способны соперничать в этом отношении с человеком. Неживая же природа не может порождать ее: нигде в ней мы не встретим той нетривиальной достаточно относительно длительной согласованности звуковых частот, которые мы привыкли именовать музыкой. В неживой природе есть лишь постоянство (порядок, стоячие акустические волны), шум (хаос) и фазовые переходы между ними. 

Возвращаясь к своему эстетическому доказательству, я думаю, что музыку (разумеется, не в непосредственном смысле) можно попытаться поискать вокруг и найти там, где мы и не предполагали. Не является ли это своеобразным следом творческой активности Создателя?

Коль скоро мы говорим в основном о биосистемах, здесь, здесь и здесь можно услышать то, как, например, на музыку ложатся белковые структуры. Но, может быть, в этом есть с моей стороны слишком большая натяжка? Не знаю, но сама идея переложения на музыку сложных артефактов мне представляется интересной. Понятно, что в переложении существует довольно большая свобода, например, в смысле аранжировки , и здесь не может быть однозначного соответствия. Но тем не менее это, по-моему, само по себе уже заслуживает внимания. Вот еще один пример: музыкальное представление приложения MS Paint. К последнему можно отнестись больше как к шутке, но повторяющиеся обрывки мелодии, я бы сказал, там имеются.

No comments:

Post a Comment

Запись дня

Нерегулярность и неаддитивность функции

Claude Shannon by Alfred Eisenstaedt / The LIFE Picture Collection / Getty Рассмотрим стандартное возражение эволюционистов*, в котором утве...